Таро, искусство и жизнь Диты Мозер, музы Венского Сецессиона
Авторская статья, опубликована в журнале «Хроники Таро etc. №2/2020».
Многим хотелось бы владеть настоящим произведением искусства, но чаще всего это остаётся лишь мечтой. Ведь не каждый может потратить 110,7 млн долларов, чтобы приобрести картину из серии «Стога сена» Клода Моне на аукционе Sotheby’s.
Однако такие выдающиеся художники и графики как Дита Мозер нашли решение как подарить подлинное искусство буквально каждому!
Если вам случится побывать в самом сердце Вены, на площади Карлсплац, ваше внимание наверняка привлечёт необычное белое здание кубической формы с круглым позолоченным куполом, которое в народе прозвали «золотым кочаном».
Это здание известно как дом Венского Сецессиона, и над его входом золотыми буквами начертан девиз, придуманный венским критиком и историографом движения Людвигом Хевеши:
«Der Zeit Ihre Kunst, Der Kunst Ihre Freiheit» («Каждому времени – свое искусство, каждому искусству – своя свобода»).
А внутреннюю отделку зала и витражи боковых стен проектировал один из основателей Сецессиона Коломан Мозер, известный австрийский живописец и график.
«Мозеровская муза» и дух Сецессиона
Ученица и впоследствии жена Коломана Мозера, художница-график Дита Мозер (1883–1969), урожденная Маутнер фон Маркхоф, вошла в историю как автор великолепной колоды 1906 года.
С 1902 по 1905 год Дита была приглашенной ученицей Йозефа Хоффмана и Коломана Мозера в Академии прикладных искусств в Вене, где посещала лекции и курсы по фигуративному рисунку, письму и геральдике, ткачеству и работе с эмалью.
На фото мы видим замечательную Диту в платье Коломана Мозера, фотограф Moritz Nähr (Мориц Нэр), 1907 год. Фото публикуется с разрешения Neue Galerie New York, — музея немецкого и австрийского модернистского искусства начала XX столетия.
Оригинал этой фотографии представлен в Neue Galerie (Новой галерее). Там же, доступна к заказу колода Диты – Jugendstil Tarock, также известная как Таро Венского Сецессиона.
Автор фото, Мориц Нэр, – известный австрийский фотограф, был другом членов арт-группы «Венский сецессион», и наиболее прославился своими портретами Густава Климта, Густава Малера и Людвига Витгенштейна.
Для меня было огромной удачей и возможностью получить разрешение использовать это фото для моей статьи.
Есть мнение, что именно образ Диты стал вдохновением для «мозеровской музы» – рекламного персонажа календаря, который был чрезвычайно популярен и стал символом австрийского модерна.
Однако Дита была не только музой и выдающимся дизайнером, но и сыграла важную роль в успехе Коломана Мозера в качестве художника, поскольку отвечала за финансирование одного из его главных профессиональных проектов – Венских мастерских (Wiener Werkstätte).
И в работах Диты Мозер ярко отразился дух Венского Сецессиона.
Ведь Венский Сецессион (от лат. secessio — отделение, уход) — это не только красивое здание с золотым куполом в центре австрийской столицы. Это союз художников, которые в 1897 году основали объединение свободного искусства.
За теоретическую базу стиля Сецессиона отвечал Отто Вагнер, австрийский архитектор, мастер стиля модерн. Он вёл курсы в Академии художественных искусств Вены и разрабатывал новую концепцию «практической полезности».
Суть концепции состояла в сочетании простых геометрических форм и орнаментов — поэтому архитектуру и живопись сецессиона иногда называют «квадратным стилем».
И именно этот квадратный стиль присутствует как на рубашке Таро Венского Сецессиона, так и на лицевой стороне минорных (младших) и некоторых мажорных (старших) Арканов колоды.
Карты Таро Диты Мозер, выпущенные в 1906 году, были признаны триумфом графического дизайна.
Также она была автором календарей, иллюстрирующих библейские и мифологические сюжеты, в виде лепорелло – открыток, где изображения прикреплены друг к другу длинными сторонами, образуя «гармошку».
Эти календари издавались в небольших количествах в качестве новогодних подарков для друзей в период с 1908 по 1913 годы. Несколько примеров работ художницы в настоящее время хранятся в Музее прикладного искусства в Вене.
И можно только представить, как многого могла бы добиться Дита в искусстве, если бы не роль женщины того времени, личные трудности, домашние обязанности и начало Первой мировой войны, после которой ее художественное творчество прекратилось!
Стойкий… деревянный солдатик, «дощатый» Хоффман и золотая свадьба
Вернёмся к моменту зарождения идеи этой замечательной колоды.
Шел 1903 год, когда Коломан Мозер совместно с Йозефом Хоффманом создал Венские мастерские, чтобы объединить художников, мастеров и промышленников для создания вещей «нового стиля», включая архитектуру, мебель, светильники, изделия из стекла и металла, посуду и текстиль.
При этом, для привлечения интереса общественности Мозер и Хоффман использовали оригинальные графические концепции.
Так в качестве рекламного материала они выбрали очень молодую, но довольно успешную область графического дизайна — открытки с картинками.
И карты в этой колоде – первоначально изготовленные для Венских мастерских – изображают события и впечатления от жизни семьи Диты Мозер и ее мужа, сочетая образы деревянных игрушечных солдатиков с традиционными мотивами карт для тарока – вероятно, старейшей карточной игры, в которую в Австрии играют до сих пор.
Деревянных игрушечных солдатиков семье Мозер подарил Хоффман. И с ними связана такая история.
Во время летних каникул в своем родном городе Моравии Пирнице (ныне Бртнице) Хоффман часто совершал обширные прогулки по лесу и деревням Рудных гор, где он встречал резчиков по дереву, которые умело изготавливали игрушечные фигурки.
Он купил некоторые из этих игрушек, и в конце концов те попали в семью Маутнер Маркхоф и стали вдохновением для Диты.
Квадраты и прямоугольники, шахматная клетка были «фирменным знаком» Хоффмана. Всё это повторялось в интерьерах и мебели, специально разработанной для Венских мастерских.
За пристрастие к геометрическим линиям и характерным прямоугольным формам его называли «дощатым» и «квадратным Хоффманом» (Quadratl Hoffmann).
И эта «квадратность» и «дощатость» явно прослеживается в образах колоды Таро Венского Сецессиона Диты Мозер.
Также вдохновением для Диты стала семейная история годовщины золотой свадьбы 1881 года Адольфа Игназа и Марселлин Маутнер Мархоф, у которой было не менее 72 внуков. На праздновании юбилея каждый из внуков был одет персонажем карты тарока, и в игру играли живые фигуры.
В итоге у Диты Мозер получилась красивая, необычная колода, не просто колода – арт-объект!
На моём фото – колода издательства «Аввалон-Ло Скарабео», серия Lo Scarabeo Anima Antiqa, репродукция той самой колоды Диты Мозер.
Соединяя искусство и жизнь: особенности колоды Венского Сецессиона
Эта колода не традиционное Таро, а сочетает в себе элементы обычной игральной колоды и таро. Колода соответствует типичному для Австрии формату тарока — 54 карты: 4 придворные карты каждой масти (король, королева, рыцарь и паж), а также 10-ки, 9-ки, 8-ки и 7-ки чёрных мастей, тузы, 2-ки, 3-ки и 4-ки — красных, плюс 22 старших аркана, сюжет которых связан с жизнью Диты Мозер.
Создавалась колода с целью сбора средств для детского дома.
И можно сказать так, что благотворительность была в крови Диты Мозер, ведь её отец и мать также были широко известны как филантропы.
Предполагаю, что именно пример родителей вдохновил Диту на создание колоды для благотворительных целей. Видимо поэтому ощущения от карт тёплые и приятные. Колода очень дружелюбная.
22 Старших Аркана изображают игрушечных солдатиков в различных ситуациях. А 32 Младших Аркана не прорисованы и имеют не соответствующее системе Таро количество и масти, которые относятся скорее к игровой колоде.
У каждой масти своя тематика: бубны — древнеегипетский стиль, пики — византийский, трефы — немецкое средневековье, и червы — стиль эпохи Людовика XVI.
Колода будет интересна коллекционерам, любителям Венского Сецессиона и тем, кто просто любит необычные художественные произведения.
А в вашем доме стены помогают? Хороший Фэн-шуй подскажет, как настроить пространство, чтобы справиться с усталостью, стрессом, избежать болезней и зарядиться энергией! Узнайте подробнее...
Подробнее о некоторых козырях (старших арканах) колоды.
На аркане I мы видим ночную сцену с музыкантами, выступающими возле пруда.
Если мы обратимся к значению карты Мага в системе Марсельского Таро, то можно вспомнить, что Bateleur, слово, указанное на этом аркане, означает уличного заклинателя, жонглера, фокусника, балаганщика и иногда шарлатана.
И на карте мы видим именно таких балаганщиков, уличных «магов», которые могут быть простыми людьми низкого социального статуса, но кажутся волшебниками, когда начинают представление и увлекают зрителей в невероятные приключения, заставляющие забыть обо всём.
Также еще одно из значений классического Аркана Маг в системе Марсельского Таро в том, что он использует инструменты, обычно связанные с символами минорных мастей (чаши, жезлы, ножи и монеты), тем самым указывая на те средства, которые находятся в распоряжении кверента.
В Таро Венского Сецессиона у героев I Аркана в руках музыкальные инструменты, что также созвучно классическому значению.
На II-ом аркане – человек, за которым следует осёл с корзиной яблок.
В христианской традиции осел — символ простоты, скромности, терпения и мудрости.
Так Валаамова ослица знала лучше своего хозяина волю Божью и спасла его от неверного пути и гибели.
Осел присутствовал при Рождестве Христовом, на осле Дева Мария с Младенцем совершала бегство в Египет, на осле же Спаситель въезжал в Иерусалим.
Еще эта сценка напоминает нам о бродячих мудрецах, таких как Темный Патрик, герой ирландского фольклора, судьба которого благодаря индоевропейскому бродячему сюжету, пересеклась с родственным ему по сути образом таджико-персидского мудреца Ходжи Насреддина.
Всё это пересекается со значениями карты Папессы, мудрой женщины и духовной матери, скрывающей свои силы, хранящей тайну.
На III аркане мы видим женщину в элегантном синем платье, которая перемалывает кофе в обстановке домашнего уюта, а настенные часы показывают 3:00.
Это явно перекликается с темой земной матери, заботливой хозяйки, связанной с Арканом Императрица в Таро Уэйта.
То есть, вдумчивый анализ подскажет и соответствия других арканов колоды Диты Мозер классическим значениям.
И особую ценность имеют те арканы колоды, на которых мы видим сценки из жизни художницы.
Например, на XIX аркане – изображена мать Диты Мозер с букетом цветов и котом в саду своего летнего дома.
Она в полосатом платье, которое напоминает известное черно-белое платье, придуманное Густавом Климтом для его музы Эмилии Флёге.
А на XX – семейная пивоварня Маутнера-Маркофа, мимо которой катит бочку работник, а в большой арке видно религиозное изображение.
Изображения на каждой карте старших арканов представлены как это принято на игральных картах.
Поскольку цифры на старших арканах размещены в верхнем правом углу, считалось, что колоду трудно использовать в игре тарок, поэтому современники оценивали ее скорее как необычную и привлекательную новинку и арт-объект.
Прочитать статью целиком Вы можете в журнале «Хроники Таро».
Special thanks for Ditha Moser's photo to Michelle Perlin, Neue Galerie New York
Библиография:
- Ex Libris Chronicle: The International Collector. American Society of Bookplate Collectors & Designers. The Vienna Workshop, IV.
- Historic Cards and Games: The Stuart and Marilyn R. Kaplan Collection. Ditha Moser Jugenstil Tarock, 1906, Vienna, Druck: Berger, 54 of 54 cards, color lithography. Lot 117/Other tarock. Cristie’s.
- L'oeuvre architectural de Josef Hoffmann : monographie et catalogue des oeuvres by Eduard F Sekler; Marianne Brausch, Print book. French. 1986. [Bruxelles], 539p.
- Mautner Markhof. Family Chronicle.
- Берсенева А. А. Европейский модерн: Венская архитектурная школа. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1991.
- Власов В. Г.. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997.
- Диана Куликова. Йозеф Хоффман – архитектор, опередивший время. Интернет-журнал о дизайне и архитектуре Berlogs, 30 января 2018 года.
- Екатерина Астафьева. Густав Климт. Протестное искусство югендстиля. 15.07.2019.
- Кэтрин Харгрейв. История игральных карт. Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов/ Пер. с англ. С.А. Белоусова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2016. – 447 с.
- Кузвесова, Н. Л. История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Л. Кузвесова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 202 с. — (Профессиональное образование).
- Софья Егорова. Как австрийский художник-график XIX века Коломан Мозер оказался у истоков современного дизайна.
С уважением и пожеланиями удачи,
Смотрите ещё публикации по теме:
Читайте также другие статьи:
стиль жизни Все статьи Все статьи